Спасет ли казак Россию?
"Россию спасет казак". Так высказался в беседе с корреспондентом "НЭП+С" атаман ухтинского отдела Союза казачьих войск России и зарубежья Владимир Вольхин. Учебники истории и фильмы донесли до нас отрицательный образ казака-нагаечника, карателя, лихого слуги царя. Это было. Зверства, мордобой. Но правду обо всем знают немногие. Если же сегодня возникает настороженность при виде человека в казачьей форме - это не удивительно…
Краткая справка.
Владимир Николаевич Вольхин родился на Урале, в городе Ижевске. В армию ушел с Кубани. Образование среднетехническое и незаконченное высшее (кстати, У ИИ). По профессии - машиностроитель. Политикой не интересуется. Отношение к алкоголю - как у всех. Курить бросил год назад. Женат, четверо сыновей. Казачий чин - подхорунжий.
- Что представляет из себя ухтинское общество казаков?
- Мы являемся воинским формированием, структурным подразделением Кубанского казачьего войска. Я живу в Ухте 20 лет, но потомок казаков с Кубани. Когда по всей России началось возрождение казачества, тогда и мы решили объединиться. Сначала нас было четверо, потом восемь человек, пятнадцать... Официально зарегистрировались. Есть все атрибуты, аттестаты, свидетельства, печать.
- А казна?
- Есть и казна. Только жидко в ней. Пополняем ее членскими взносами. Вот, веком раньше - во время войн в казну казачества попадала десятая часть добычи. Сейчас войн нет, поэтому стараемся искать какие-либо заработки. Взяли институт под охрану, мы все по-очереди дежурим - это решение казачьего круга. А атаман всегда подчиняется его решениям. У нас самая настоящая демократия.
- Вы поддерживаете связи с исторической родиной?
- Обязательно. Ездим на Кубань, как только удается. В этом году как раз попали на 200-летие Екатеринодара, этого казачьего города. С людьми все время разговариваем, к нам там очень хорошо относятся. Стараются помочь, о чем просим.
- Каковы цели и задачи казачьего круга в Ухте?
- Объединить всех казаков, всех потомков. Возродить казачество. Независимо - к какому войску они принадлежат. А приходят к нам почему-то одни кубанцы. Я знаю, в Ухте очень много донцов, сибирские есть, уральские, запорожские казаки. Да пусть приходят, ради Бога - носите свою форму. А нам просто необходимо жить вместе.
Но самая главная наша цель – защита Отечества, его рубежей. Мы даже готовим хлопчиков, чтобы они шли служить в казачьи войска. Да так чтобы они сами этого хотели, сами стремились.
- Как много у вас молодежи?
- Очень мало. Конечно, мы стараемся, чтобы было больше, но пока... Одним лень, другие коммерцией занимаются. Так мы ведь здесь не штаны протираем. Служба есть служба, у нас ряд обязанностей. Суть-то в чем: настоящий казак, как бы ни было тяжело, всегда выкручивался сам.
- Как стать казаком?
- Это непросто. Так, словами, и не передашь.
Мое личное убеждение - не казак не сможет стать им. Что-то передается с генами... Сейчас, конечно, любой человек, которому близки идеи казачьей вольницы, сможет стать казаком, но для пего будет большой испытательный срок. И только его дети, даже внуки станут настоящими казаками.
С хлопцами, потомками казаков легче. Они проходят испытательный срок, оформляют документы. Я пишу рапорт и отправляю войсковому атаману. Там по возможности, проверяют, не наврал ли чего, и приходит приказ - зачислить казаком. Рядовым - если не служил в армии, а если служил - получает чин, равноценный армейскому званию.
- И получает форму...
- Нет. Традиционно форму и оружие казак приобретает сам. В настоящее время, у кого есть возможность, достают из дедовых сундуков. Но многим покупать приходится. На Кубани специальный магазин есть.
- И дорого?
- Очень дорого. Приходится урезать семейный бюджет, чтобы приобрести необходимое. Вот, скажем, кинжал - 65 тысяч рублей...
Я рассмотрел кинжал. С локоть длиной, незаточенный. Отметив мое недоумение атаман заметил:
- Мы не затачиваем. Воевать ни с кем не собираемся, тем более здесь, и с оружием в руках. Кинжал - это принадлежность формы, которую мы очень ценим и бережем. Как и нагайка - ведь настоящий казак ею лошадь не ударит, только погладит...
- Часом, никого не приходилось пугать нагайкой здесь, в Институте?
- Нет, не надо нам этого, не дай Бог... Вот, опять сказывается ошибочное представление о казаке, как о карателе. Отрицательное представление - плод извращения истории коммунистами. Казак - это, прежде всего, воин и труженик, а если у него отбирали пшеницу, что он мог сделать? Только бороться с оружием в руках. А ведь в начале этого века только отдельные казачьи подразделения шли против своего народа. Казаки - это часть русского народа, ведущая свою историю со времен Золотой Орды, они приняли христианство еще до Крещения Руси... А настоящий казак никогда не пойдет против своего брата, против народа.
Мы законопослушные граждане. Самое главное для всех нас - спасать Россию. А сделает это только казак. Только для этого всем нам нужно объединиться.
- Какие у вас планы?
- Ну, планы у нас скромные. Помогать желающим казакам перебираться на Кубань. Готовить молодежь к службе. Восстанавливать культуру, традиции. Мечтаем создать хороший фольклорный ансамбль. Через музыку и песни до человека многое доходит...
- Что Вы пожелаете читателям нашей газеты?
- Чтобы были активней, помогали восстанавливать Россию. Ну и всего остального.
Еще хочу обратиться ко всем казакам и их потомкам. Приходите к нам, расскажите о себе. Помогите восстановить традиции и фольклор. Нам очень нужна помощь стариков, казачек. Наш телефон - 6-00-11, после 20 каждый вечер, в воскресенье - целый день.
Мы сознаем, что настоящими казаками будут только наши внуки.
- Спасибо. Успехов вам.
Беседовал М. Муравьев.
С нашим атаманом не приходится тужить…
В канун Нового года в г. Сосногорске состоялся съезд казаков Республики Коми, в котором В. Стромцов, глава администрации города, атаман союза казаков Республики Коми, и В. Чура, атаман казаков Сосногорска, приняли активное участие, проявив истинное гостеприимство и радушие.
На Съезд прибыли и приглашенные: первый заместитель министра по делам национальностей Республики Коми Е. Рожкин, атаман Северо-Западного округа, полковник, писатель Б. Алмазов и войсковой писарь Кубанского казачьего войска, гость ухтинских казаков Э. Дейнекин. Дорогих гостей встречали хлебом-солью.
Большой круг начался с молебна, после которого благочинный иерей Евгений (Александров) напомнил казакам, что в первую очередь войско духовное, со своими историческими традициями и обрядами.
- Вам, - подчеркнул он, - необходимо жить тою верою, которую мы исповедуем, то есть быть православными христианами. Надо не просто носить крест – видимый ее символ, а оправдывать его сущность и назначение. Не разделяться нам надо на «красных» и «белых», а объединяться вокруг святого православия.
После молебна казаки посетили сосногорский детдом, где их приняли как самых дорогих гостей. Маленькие казачата с достоинством и честью рапортовали о делах. рассказывали о своей жизни. Они познакомили гостей с комнатой психологической разгрузки, живым уголком, в котором работают с любовью и упоением. Директор детдома попросила казаков принимать участие в воспитании детей. Особая просьба была высказана ответственному секретарю, войсковому писарю с Кубани Э. Дайнекину, чтобы казаки Кубани принимали детей на летние каникулы, приобщали их к труду.
Официальная часть съезда началась с внесения знамен и хоругвей, а за неделю до него в православном храме г. Ухты перед Литургией было освящено знамя Ухтинского округа Кубанского казачьего войска. Настоятель храма о. Евгений в своей проповеди призвал прихожан молиться о силе духа казачьего, братолюбии и духовном единении. Атаман Ухтинского казачьего округа Ю. Постельный принял знамя, приклонив колена. После чего каждый казак целовал знамя в знак верности ему и казачьему войску.
На съезде сообщалось, что для возрождения казачества и сохранения самобытных традиций, уклада жизни казаков, культурных ценностей и православия в Сосногорске и Воркуте работают кадетские классы, где детям преподают: Закон Божий, историю государства Российского, казачества и Российской армии, основы экономики и права, военно-спортивную подготовку.
Совместно с военкоматами Воркуты, Сосногорска и Печоры ведется работа по призыву на срочную военную службу казаков-призывников на заставы Воркутинского отдельного Арктического погранотряда. От командования застав получена благодарность за отличную службу наших казаков. Решен вопрос о прохождении воинской службы казаков на контрактной основе. В Сосногорске регулярно проводится дежурство казаков совместно с органами УВД по охране общественного порядка, также силами казаков осуществляется охрана администрации города. В Воркуте совместно с УВД осуществляется охрана городского рынка. В Ухте создан взвод, где молодые казаки проходят строевую подготовку, готовятся к службе в рядах Российской армии. Ухтинские казаки являются членами ученого совета, созданного при Кубанском казачьем войске. В каждом городе республики, где существуют казачьи союзы, ведется дежурство в церквях и оказывается посильная помощь. В каждом союзе есть свой войсковой священник. Все громче заявляют о себе фольклорные коллективы. Так, фольклорный коллектив г. Сосногорска сегодня известен не только в республике, но и в России, и за рубежом. Он – лауреат Всероссийских конкурсов.
Глава республики Коми Ю.А. Спиридонов по ходатайству союза казаков принял решение, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 15.06.94. г. № 335 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», ввести должность специалиста по вопросам казачества в Министерстве по делам национальностей РК. …До самого вечера обсуждали казаки свои проблемы и планы. Одним из приоритетных направлений они считают работу с детьми, создание новых кадетских классов, фольклорных ансамблей и т.п.
Порадовал всех потрясающий концерт фольклорного казачьего коллектива г. Сыктывкара и детского коллектива гимназии искусств г. Сосногорска.
Новых успехов вам, уважаемые казаки, в новом году!
Любо, атаман, любо.
На круге казаков новым атаманом Ухтинского округа кубанского казачьего войска избран Николай Постельный. До этого им был его старший брат Юрий.
На воскресной литургии Николай Анатольевич принародно на св. Евангелии и Кресте Господнем присягнул на верность православию, Церкви и Отечеству.
Молодой атаман – прихожанин нашего Свято-Покровского храма, член приходского собрания, и, конечно, его активность – не только во благо церкви – люба казакам. Их все чаще можно видеть в храме на больших праздниках, именно они с хоругвями в руках возглавляют крестные ходы, следят за порядком, в том числе во время визита владыки Питирима. К слову, вместе с атаманом присягу давал еще один молодой человек: он был принят в казачье войско.
«Ухта», 16 декабря 2000 года.
Казачьему роду нет переводу.
Недавно круг Ухтинского отделения кубанского казачьего войска выбрал своим атаманом Николая Анатольевича Постельного. На одной из воскресных литургий в нашем Свято-Покровском храме Николай присягнул на верность вере и Отечеству перед Евангелием и алтарным крестом.
- Казачье войско существует в Ухте уже восемь лет, но, оказывается, о нем мало кто знает. Обидно! - пояснил он цель своего визита в редакцию. - Как-то один священник на вопрос, долго ли будут люди верить в Бога, ответил, что до тех пор, пока на земле найдется хоть один верующий. Вот и я говорю: господа, пока хоть один казак будет верить, что казачество не может исчезнуть, ибо казачьему роду нет переводу, оно будет жить.
Из досье редакции. Николаю Постельному вот-вот исполнится 29 лет. Это самый молодой атаман в Республике Коми, если не сказать, в России. На этом посту он сменил своего старшего брата Юрия. Родился в Ухте, в многодетной семье. Женат, растит сынишку.
- Николай, почему выбор казаков пал на тебя?
- Брат в казачестве - четыре года, я - с первых дней. Начинал простым казаком, позже был начальником штаба. Не спорю: есть и лучше, и поумнее меня в войске, но на все воля казаков, все у нас делается с Божьего благословения. Ведь ни один круг не проходит без батюшки, иначе он будет недействителен.
- Батюшка - это о. Евгений, настоятель Ухтинского православного храма? Он ваш войсковой священник?
- Да. Причем он ездил к нам в круг, еще будучи настоятелем в Сосногорске. Мы радуемся, что у нас такой священник: может и на место поставить, и научить, и подсказать.
Из досье редакции. В республике казачье войско зародилось в Воркуте, затем почин поддержали ухтинцы и сосногорцы. Мэр Сосногорска В. Стромцов – войсковой атаман казачества РК. За активное участие в православной жизни республики он награжден патриаршим орденом благоверного князя Даниила Московского. В Ухте дань памяти следует отдать бывшему ректору УИИ, академику Г. Рассохину.
- Рассохин, царство ему небесное, по сути дела, и собрал, организовал нас. Он был нашим старейшиной в звании есаула, награжден крестом за возрождение казачества.
- Николай, с казачеством лично я связываю совершение крестных ходов: вы обычно их возглавляете, идете с хоругвями, а также осуществляете охрану епископа Питирима, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Но вот в Ухте вас, казаков, не так уж и много.
- Состав войска меняется: одни приходят, с другими приходится, к сожалению, расставаться - либо через круг, либо по благословению батюшки, так как не хотят подчиняться уставу и жесткой дисциплине. Пишут, например, прошение и на всякий случаи интересуются: "А что мне даст казачество?" "А что вы дадите ему?" Это как в храме. Прежде чем что-то у Бога попросить, ты постой, помолись, почаще ходи на службы!
Но вообще, в Ухте много сочувствующих казачеству, и мы хотели бы видеть их в своем войске. Лишь бы это были люди по духу православные и были верны казачеству. Как говорит о. Евгений, пусть останется хотя бы один казак и войсковое знамя, но казак верный. Нам нужно возродить то, что у нас, как и веру, отняли за последние десятилетия, ведь большевики уничтожали казачество как сословие. Сюда столько казаков было согнано в 30-х годах!
- Когда "по Дону гуляет казак молодой" - это одно. А вот казачество на Севере... Здесь его, наверное, сложновато возродить, хотя, знаю, владыка Питирим оказывает вам всяческую поддержку.
- Мы же раньше относились к кубанскому казачьему войску, а два года назад нас бросили, как ненужных котят, и мы пришли под юрисдикцию Союза казаков Республики Коми. Наш курень в Инте, и мы действительно не одиноки. Владыка, который сам родом с Кубани, очень бережно, по-отечески относится к казакам, и они за него готовы горой постоять. И о. Евгений видит в казачестве возрождение патриотизма, культурных традиций и нравственных ценностей.
Лично во мне самом казачество клином не вышибешь, ведь наш род Постельных пошел от него: отец-то родом с Кубани. Мне хочется многое сделать, например, создать казачий хор. Меня завидки берут, когда слушаю, как поют казаки в Сосногорске, особенно их атаман Чура. Очень красивый тенор у нашего владыки - заслушаешься! Наш епископ очень хороший человек, прост в общении, всегда приветит, накормит, расспросит обо всем. Недавно я ездил к нему за благословением, но он был в отъезде. И все равно откликнулся, благословил меня в письме.
- У вас в семье девять детей. Наверное, бывает весело, когда вместе встречаетесь?
- Да, нас семеро братьев, две сестры и куча родственников. Иногда больше двадцати человек за столом собирается. Люди матери говорили: ну куда ты столько ртов рожаешь! А мы рады, что нас так много, правда вот, казаков пока двое - я и брат Юрий. И когда сынишка надевает мою папаху с портупеей и берет в руки нагайку, вижу в нем будущего казачонка...
Из досье редакции. В настоящее время ухтинские казаки несут охрану ЦДЮТ и патрулируют детский парк. Нового атамана можно найти там вечером в субботу в 45-м кабинете.
И. Никитина. На снимке: Николай Постельный.
С нашим атаманом не приходится тужить!
Да, немало добрых песен сложено про наших славных казаков, во многих фильмах отображен их яркий собирательный образ. А что в жизни?
Например, ухтинскому казачеству в этом году исполняется десять лет. Его атаману Николаю Постельному - почти тридцать. Замечено: если казаки при полном параде присутствуют в нашем храме, значит, либо приехал владыка Питирим, либо в этот день большой церковный праздник.
Так бывает и в Рождество, и особенно в Крещение, когда за святой водой идут и идут толпы горожан и нужно следить за порядком в храме. Раздвинулись ли за последнее время рамки деятельности этого бравого союза?
- Круг наших забот, без сомнения, стал шире, - говорит Николай. - Мы более тесно стали работать с горвоенкоматом, средней школой № 18. В частности, я преподаю там в кадетском классе историю казачества дважды в месяц. Землячества нас стали чаще приглашать - белорусы, украинцы и особенно Центр коми культуры: мы приходим к ним на все праздники. Наш союз пополняется молодыми людьми, самому юному у нас 15 лет. Осенью трое из них принимали присягу.
- Вы подарили вашему войсковому священнику о. Евгению нагайку. Он тогда пошутил: что, говорит, мне с ней делать?
- Нагайка - символ власти, она, как и форма, - обязательный атрибут казачества. Кстати, в Воркуте казачество старше нас, но там казаки свой юбилей не отмечали, так как находятся в расколе, им не до праздников. А для нас предстоящее 10-летие - большое событие, и мы хотели бы его отметить торжественно: пригласить Главу республики, владыку Питирима, главу нашего города, всех, кто нам помогает в работе. А это в первую очередь директор МУП «Ухтаавтотранс» Юрий Петрович Голубев и главный инженер Анатолий Григорьевич Квитко, директор частного охранного агентства «ЛУКОМ-А» Владимир Николаевич Иевлев. Хотелось бы также устроить праздничный концерт с участием казачьего хора из Сыктывкара и Сосногорска и лучших творческих коллективов Ухты, того же Центра коми культуры, землячеств. Например, у белорусов очень хороший хоровой ансамбль. Но на все это нужны деньги. Если кто поможет, будем рады.
За свои 600 лет казачество России зарекомендовало себя с лучшей стороны. И ухтинцы стараются возродить его традиции. Когда люди видят рядом с собой казаков, они меняются даже в своем поведении, больше становится порядка в храмах. Так было на освящении в Сыктывкаре Свято-Стефановского кафедрального собора, в большие церковные праздники у нас в городе. К слову, в Ухте уже создано много землячеств, но в церковь ходят в основном казаки.
- Ведь мы клянемся служить Отечеству и православию верой и правдой перед Крестом и Евангелием, - говорит атаман Николай Постельный.
Н. Попова. На снимке: атаман союза казаков г. Ухты Николай Постельный.
Николай Постельный:«КАЗАЧЕСТВО-ЧЕСТЬ И СЛАВА РОССИИ»
Субботним вечером в холле здания ухтинского Центра детского и юношеского творчества было оживленно. Настраивали свои камеры телевизионщики. Туда-сюда мелькали крепкие ребята в камуфляже. Возле гардероба шумела разноголосая толпа. В разговорах мелькали непривычные для слуха слова: "урядник", "сотник" и очень уважительное - "батька". Создавалось ощущение, что попал в центр кипучей и бурлящей реки. Ухтинское казачество праздновало свое десятилетие.
Десять лет назад, когда ректор УИИ Геннадий Рассохин выступил с идеей создания в городе организации казаков, многие попросту не восприняли это всерьез. Им показалось, что эта инициатива - ребячество, желание группы людей пощеголять в красивой форме, поиграть в "Зарницу". Но, как известно, все проверяется временем. И вот ухтинские казаки уже празднуют десятилетний юбилей. Их атаман, Николай Анатольевич Постельный, вспоминает, что на заре основания организации многих из желавших стать ее членами отпугнули, как им казалось, очень жесткие критерии отбора. Ведь казак - звание высокое, принимать в казачье войско случайных людей, которые потом опозорят честь организации, нельзя. Каждый из вступающих в казаки приносит торжественную присягу, тексту которой, как объяснил мне атаман, не одна сотня лет. Согласно присяге казак обязан в случае нужды выступить на охрану отчизны и не жалеть на этом пути своего живота. Вот только приносится присяга не государю императору, как раньше, а законно избранному президенту. Красно-черные мундиры, являющиеся форменной одеждой казаков, тоже имеют историческое происхождение и полностью копируют казачью одежду прошлого века. Правда, пошить такой мундир - удовольствие не из дешевых, и потому молодые казаки пока надевают обычный камуфляж, нисколько, впрочем, не умаляющий их молодцеватости и бравого вида. Старых дедовских орденов, вопреки распространенному мнению, члены организации не носят, все знаки отличия, красующиеся на их мундирах, заслужены лично. Основной из них - медаль "За возрождение казачества", которой многие награждались и в торжественный юбилейный вечер. Главная функция казаков в нашем городе - несение охраны при церковных богослужениях, крестных ходах. И это не случайно, так как слова "казак" и "православный" во многом синонимы, представителям других вероисповеданий в организацию путь закрыт. Охраняли казаки и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время его визита в Сыктывкар. По словам Николая Постельного, немалое участие в жизни казаков республики принимает глава РК В.Торлопов.
Как считают сами казаки, негативное отношение к ним многих членов нашего общества - плод усилий советского воспитания, когда из голов русских людей насильно стирались все тысячелетние обычаи и традиции предков. Скажем, нагайка - по преимуществу своему охотничье оружие, по мнению многих, не что иное как средство разгона демонстраций и митингов. К сожалению, такие веяния живы во многих из нас и до сих пор. Казаков очень оскорбила публикация в одной из городских газет, посвященная съезду православной молодежи. Но в праздник об этом говорить не хотелось. В праздник говорили о достижениях.
Казачество пришли поздравить глава администрации города А.Марцинковский и его заместитель А.Каргалина, представители украинского, белорусского и коми национальных обществ, делегаты от сосногорского казачества и многие другие. Со сцены ЦДЮТ в адрес юбиляров раздавалось множество хороших и теплых слов, казакам была вручена масса подарков.
Маленькая деталь: по случайности день казачьего юбилея совпал с черным днем в нашей российской истории, с трагическими событиями во время освобождения заложников в Москве. Еще с утра перед членами организации стоял вопрос: уместно ли торжество, не оскорбит ли оно чувства горожан. Казаки решили: празднику быть. Быть, в первую очередь, потому, что казачество - это сила, сила добрая, светлая. И негоже им склоняться перед нечистью. В начале праздника по предложению атамана присутствующие почтили память погибших при трагедии молчанием.
В связи с постоянно ведущимися спорами по поводу того, являются ли казаки национальностью, я решился спросить у Николая Постельного: "Как вы ответили на вопрос о национальности во время проходившей переписи населения?" Атаман улыбнулся и снисходительно посмотрел на меня из-под папахи: "Казак, а кто же я еще?!"
Потомки российского казачества.
Начало организации казачества Ухты совпало с всеобщим его подъемом в России, ближнем и дальнем зарубежье. Наступившая "оттепель" Горбачева позволила казакам возвысить голос в защиту не только репрессированных народов, но и казачества, которое годами «расказачивалось» и попросту уничтожалось.
Почему это происходило? Казаки соблюдали демократические принципы государственности, которые основывались на духовности: православной вере, преданности Государю, и защите Отечества. Для казака понятие «Отечество» всегда ассоциировалось с понятием «народ» и имело в своей основе еще и этическое, моральное содержание. Запорожская Сечь - яркий пример такой демократии.
Одна из заповедей казака звучит: «Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя». Многонациональность казачества всегда была стабилизирующим фактором в поддержании порядка в государстве. И все казачьи традиции, сам уклад жизни основан на вере, справедливости и законности.
В наше время казачество качественно изменилось и воспринимается обществом неоднозначно. На волне гласности и его популярности на свет «выползли» «генералы и атаманы от казачества», казачьи организации, под чьими вывесками скрывалось немало полу- и криминальных структур.
Если одни пытались и пытаются собрать Державу в единое целое, то другие, ради власти, вносят раскол в ряды казачества, называя его красным, белым, коричневым и т.д. Такое лжеказачество ведет лишь к гибели благородного движения, которое сегодня повсеместно начинает набирать силу.
Казаки Ухты при создании отдела Союза казачьих войск России руководствовались целью быть полезными городу, республике, России, что и было записано в протоколе № 1 «Схода потомков казаков России» от 18 сентября 1992 года. Тогда их было только 12. На Круге 23 октября этого же года, когда официально был принят устав УО СКВР «Казачья вольница», наш состав увеличился до 25 человек. Практические действия казачества мы относим к марту 1993 года, когда по приглашению Украинского общества «Дружба» мы участвовали в Ухте в проведении Шевченковских дней, посвященных 160-летию поэта и охране порядка. В апреле этого же года - охране порядка на конгрессе украинцев в РК, прошедшего по адресу: Первомайская, 3. А весной 1994 года отличились при охране проходившего в ГДК фестиваля украинской культуры: хулиганы сорвали с флагштока государственный флаг Украины. По горячим следам нашли виновников, вернули флаг.
Затем три года несли службу по охране Ухтинского индустриального института - ныне УГТУ. С 1996 по 1998 год взяли под охрану ПТУ-33. С ноября 1999 года охраняем ЦДЮТ, а при охране подворья на ул. Заречной наши молодые казаки дважды предотвратили пожар и не допустили ограбления.
Мы также постоянно участвуем в проведении православных праздников и крестных ходов в Ухте, а в последние годы и в Сыктывкаре. Встреча, охрана и сопровождение епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима - тоже наша почетная задача. В мае 1996 года казаки Ухты участвовали в охране Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время его визита в Республику Коми и получили от него благодарность и благословение.
В августе 2001 года мы участвовали в праздничных мероприятиях по случаю 80-летия РК в Сыктывкаре, а на Круге Союза казаков республики 21 сентября нынешнего года присутствовал Глава РК Владимир Торлопов.
В составе Ухтинского округа находятся курени из Инты и Шудаяга. Недавно созданный в поселке, он уже показал себя с хорошей стороны. Казаки из Нижнего Одеса - тоже в нашем округе. Мы сотрудничаем с Центром коми культуры, обществом «Коми котыр», украинцами, белорусами, обществом «Русь Печорская». Нас всегда принимают хорошо и в Сыктывкаре, и в коми селах во время крестного хода до поселка Ыб. Нас связывает дружба с казаками Сосногорска, Печоры, Сыктывкара, Воркуты, Кослана, Усинска, где недавно появилось свое казачество. Поддерживаем такие же отношения с должностными лицами Ухты и Сосногорска.
Но не все складывалось гладко. Так, в 1998-2000 годах у нас не было никаких связей с Кубанью, куда мы входили как Ухтинский округ Кубанского казачьего войска. Мы встали перед выбором: или самораспуститься, или войти в Союз казаков РК. Мы остановились на втором варианте: на Севере сейчас казаков не меньше, чем на исконно казачьих землях.
Мы хотели бы сотрудничать с Ухтинским военкоматом и найти с ним точки взаимодействия в вопросах призыва и прохождения воинской службы молодыми казаками. Нам не стыдно за наших ребят, которые достойно несут службу в ВДВ, погранвойсках и на флоте. Как, например, А. Мезенцев, который должен вскоре демобилизоваться. После армии ухтинские казаки учатся в вузах или служат в охранных структурах.
Мы добрым словом вспоминаем основателей нашего округа и тех, кто помог возродиться казачеству: есаула академика РАЕН Г.В. Рассохина, подъесаула профессора УГТУ А.И. Дьяконова, подъесаула В. Г. Мороза, основателя интинского куреня, человека необычной судьбы, есаула С.Г. Гриценко, первого атамана УО ККВ В.Н. Вольхина, нынешнего атамана Н.А. Постельного, есаула Ю.А. Постельного, хорунжия В.А. Кончева из Нижнего Одеса, урядника В.В. Милова, войскового священника О. Евгения (Александрова).
В нынешнем составе ветеранов, по разным причинам, осталось мало. В то же время к нам пришло много молодых казаков. Хорошо себя проявили Ю. Рекун, А. Романов, А. Ереп, Э. Алехнович, Д. Мудряк и другие. Замечу при этом, что казачество не дает никаких благ: необходимо соблюдать дисциплину, выполнять приказы командира, прилагать усилия в учебе, жертвовать личным временем. Ведь нам надо строить единую мощную державу.
Выступая на Круге Союза казаков РК, Глава республики В. Торлопов отметил наши достижения и подчеркнул необходимость государственной поддержки казачества. К сожалению, до сих пор не принят закон о Российском казачестве, поэтому наша деятельность не востребована в полной мере.
Где найти на нас «УПРАВУ»?
• За веру, царя и Отечество
Как мы уже сообщали, в Ухтинском Свято-Стефановском храме с благословения его настоятеля, войскового священника иерея Евгения(Александрова),обрела кров казачья управа. Табличка с таким названием появилась в одном из служебных помещений. О делах Ухтинского казачества, его служении Православной церкви и Отечеству решил рассказать на страницах «Ухта» есаул С.Г. Гриценко.
- Слава тебе, Господи, что мы казаки. С таких благодарственных слов начинается наша жизнь и служение Родине. И это для нас не пустые слова. За Родину каждый настоящий казак готов «не щадить живота своего». Недаром девиз казаков был и остается неизменным - за веру, царя и Отечество! Веру, слава Богу, вернули, Отечество свое мы не отдали и никому не отдадим даже ценой своей жизни. Нет царя-батюшки, но есть законно избранный Президент России. И наша задача - соблюсти заповедь наших предков на деле. В служении Отечеству и православной вере мы, казаки, видим свою главную задачу, свое предназначение.
- История Ухтинского казачества приближается уже к двенадцати годам. А начинал ее, помнится, бывший ректор Ухтинского индустриального института академик Геннадий Рассохин.
- А вместе с ним первый наш старейшина В.Г. Мороз и первый атаман г. Ухты В.Н. Вольхин. Эту эстафету подхватили ныне здравствующие старейшины Александр Дьяконов и ваш покорный слуга Гриценко, бывший атаман Юрий Постельный, а также ныне действующий Николай Постельный, который сумел не только оздоровить климат в казачестве, но и омолодить, сплотить личный состав Союза казаков Ухты. Эти заслуги атамана неоднократно отмечены наградами и чинами. Впрочем, как и нынешнее племя казаков, принимавших активное участие в жизни Союза.
- А что же стало с теми, кто был не в ладу с дисциплиной?
- С теми, кто мешал развитию казачества, вносил разлад в жизнь казаков и зарекомендовал себя как человек недостойный этого высокого звания, пришлось расстаться. Да, у нас строго наказывают за проступки, в том числе за пьянство, хотя мы не сторонники сухого закона. Как сказано в Евангелии, вино веселит сердце человека, но нужна мера. То есть ничто человеческое нам не чуждо, мы любим праздники, народные песни, но зато и спрос вдвойне. Тем более, что мы - народ верующий, над нами стоит наш войсковой священник иерей Евгений, который нам спуску не дает. Его слово для нас - закон. Ослушаться его - все равно, что отца родного. Бит будешь не нагайкой (улыбается), а словом Божиим, а это пострашнее.
- Я казаков часто вижу в храме. Сейчас - особенно.
- Да, ведь казачья управа сейчас находится в его стенах. Мы и кров здесь приобрели, и опеку со стороны нашего войскового священника. Так что любой православный человек, интересующийся жизнью казачества, может прийти в нашу управу, пообщаться, познакомиться с нашей атрибутикой, фотостендом и фотоальбомом о жизни казачества, его уставом. Расскажем и о наших планах по дальнейшей службе. Обещаем твердо, что ни дети, ни взрослые не останутся без внимания, каждому найдется дело верой и правдой послужить Отечеству.
- Хорошо, а как это проявляется в реальной жизни? Вот вы приняли присягу перед крестом и Евангелием...
- Да, мы клянемся в своей верности законно избранному Президенту и стараемся делом подтвердить эту клятву. По большому счету - служим России. Например, хлопочем, чтобы наших казаков, по призыву в армию, отправили служить в казачьи войска или в погранвойска. Бывает, что по нашей просьбе казаки проходят службу в армии в Республике Коми. Хотя служба в разных родах войск тоже практикуется, желание самих казаков мы не сбрасываем со счетов. Главное, чтобы здоровье позволяло. Да и присягу наши хлопцы принимают не сразу: надо еще заслужить это. Лишь тогда присваивается казачий чин.
- То есть прежде - испытательный срок?
- Многие ведь как? Увидев, что все свои вредные привычки надо оставить «за бортом», уходят. Таких людей мы и не держим, потому что казак - это в первую очередь воин, а потом все остальное. Ну, а у кого «все остальное» - на первом месте, то казаком ему не быть.
- Ваша служба - это охрана порядка?
- Сначала так было в институте при Рассохине, потом несли охрану в ЦДЮТ, где при нас не было ни одного серьезного нарушения общественного порядка. Причем все это - безвозмездно. Нас нередко можно видеть в храме, особенно при большом стечении народа на праздниках, мы несли охрану крестного хода от Сыктывкара до с. Ыб, за что получили благодарность от владыки Питирима. И, конечно, когда епископ приезжает в Ухту и Сосногорск с визитом, мы его обязательно сопровождаем.
Порядок порядком, но мы оказываем также содействие в перевоспитании трудных подростков, спасая от дурного влияния улицы. Приходится порой воспитывать и взрослых казаков, несмотря на их чины и заслуги. Правда, гораздо реже. А в целом наши хлопцы служат не за страх, а за совесть. По душе им - дух казачий! Не упускайте и вы возможности, уважаемые земляки, послужить вере и Отечеству. Приводите в нашу управу детей, изучайте историю казачества, учитесь любить и защищать свою Родину. Слава тебе. Господи, что мы - казаки.