Просмотров: | Комментарии: | Рейтинг: / | Оценка материала:
Папа́ха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, распространённый в России у народов Кавказа и Средней Азии, элемент военной формы одежды.
Кубанка-расширяющаяся кверху барашковая шапка с плоским матерчатым верхом.Верх кубанки для терских казачьих частей - светло-синего цвета, для кубанских - красного.
По верху донышка кубанки крестообразно нашивается в два ряда: для рядового состава—черный сутаж, для командного и начальствующего состава—золотой сутаж или золотой галун шириной4 мм.
Башлык
Башлык суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. В русском языке слово известно с первой половины XVII в. в написании «башлак». В начале XVIII в. встречается уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – «верх», «голова» и суффикса luk, обычно употребляемого в названиях одежды.
Шили Б. из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе Б. надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Западной Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях Б. вешали сзади на плечах. Порой только по способу ношения Б. можно было определить национальность горца. По свидетельству Н.Н. Дубровина, абазины, в отличие от черкес, обвивали Б. около шапки в виде чалмы, спуская концы по плечам.
Повседневные Б. шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов. В первой трети XIX в. в документах встречаются и «холщевые» черкесские Б.
Б. украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками.
Б. широко распространился в России. В 1862 г. он введен в отдельные части русской армии, а с 1871 г. – присвоен всем войскам. Изготавливался в основном из верблюжьего сукна и оторачивался нитяной тесьмой. Табельный срок ношения – шесть лет. Б. известен и в армиях других стран (Германия, Франция).
В ЧКВ особого распространения Б. не получил. Входил в число предметов обмундирования кубанских казаков. По приказу 4 августа 1862 г. Б. полагалось «навертывать на передний конец скатанной шинели, не пристегивая ее ремнем, но вкладывая концы Б. в складки шинели, так чтобы он в случае необходимости, мог быть снят, не раскатывая самой шинели».
По приказу 14 декабря 1871 г. офицерам ККВ полагался Б. произвольного цвета из сукна местной выделки с серебряной тесьмой, нижним чинам – такой же, но с черной нитяной тесьмой. Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак Б. пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба.
В начале ХХ в. в ККВ носили Б. произвольного цвета, обшитые черной тесьмой. Рекомендовался и преимущественно употреблялся Б. белого азиатского сукна. Размеры официально не регламентировались, но браковались Б., не закрывающие плечи и спину и с короткими лопастями.
Комиссия, созданная в ККВ для изучения опыта русско-японской войны, признав непригодность большинства предметов казачьего обмундирования в условиях современной войны, высказалась за сохранение Б. При этом было отмечено: «Б. должен быть суконный фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти».
В заключение интересное свидетельство Д.Е. Скобцова о функции и «этикете» Б. «Башлык в кавказской одежде кубанцев имеет назначение, как капюшон в европейской, для укрытия от дождя, от холода. Поэтому при входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты, в зал и т.п. кубанцы не входят с башлыком за плечами».
ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670, 9226; ПСЗ. Собр. 2. СПб, 1865. Т. 37. Ст. 38540; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Военная энциклопедия. СПб, 1911. Т. 4; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913; Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. Париж, 1962.
Бешмет
Бешмет (тат. вismat), верхняя плечевая одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. В работах русских историков и лексикографов его обычно определяют как "полукафтанье", "кафтан", "поддевка". Б. Надевался на рубаху под халат или черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно. В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти и др. Мог быть стеганым, одноцветным или узорчатым. Покрой имел местные варианты, особенно разнообразной была форма рукавов: узкая или широкая, прямая или с отворотом.
А.В. Фролова так описывает Б. ("бахмат", "татарка") уральских казаков: "Его кроили прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади".
Б. ногайцев: "Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застегивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы".
Время проникновения Б. в казачью среду установить сложно. В.Н. Королев отмечает, что еще в XVII в. среди донцов бытовали и даже были модными отдельные предметы черкесской одежды. В 1705 г. атаман донской станицы Савва Кочет рассказывал в Москве, что казаки носят платье "по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравится: иные... любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки..." Во всяком случае, уже в 1769 г. суконный полукафтан под названием бешмет был введен в число предметов форменной одежды некоторых донских полков. А.И. Ригельман, командовавший в 1774-1782 гг. построенной им же крепостью св. Дмитрия Ростовского, писал, что обмундирование донцов к тому времени представляло собой платье "почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками".
Можно твердо говорить о заимствовании линейными казаками Кубани кавказских Б. (в числе прочей черкесской одежды) в первые два-три десятилетия XIX в. В одежде черноморских казаков первой половины XIX в. Б. не встречаются. Очевидно, их роль играли столь часто упоминаемые в документах "каптаны" (кафтаны).
В форменной одежде казаков-линейцев Б. под названием "исподний кафтан" известен с 1817 г. В описаниях формы 1831, 1832 гг. уже употреблено слово "бешмет". В форменную одежду черноморских казаков Б. под названием архалук введен в 1840 г. В 1859 г. для конных полков будущего ККВ установлен Б. красного цвета.
Приведем описание форменного Б. казаков ККВ при парадной форме на 1913 г. для конных полков. "Шерстяной материи, красный, на крючках длиною до колен с закругленным воротником, верхний край воротника и борта с обеих сторон до пояса обшиваются белевою тесьмою шириною 1/4 верш. (высочайший приказ от 6 декабря 1908 г.). У урядников кроме того воротник обшивается серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. Нестроевые старшего разряда имеют воротник также обшитый галуном, пришитым по нижнему краю воротника, углом вверх".
В пластунских батальонах Б. был черного цвета с малиновым кантом вокруг воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Галуны, кому присвоены, золоченые, пехотного образца. У артиллеристов Б. черной шерстяной материи с красной выпушкой по верхнему краю и нижнему шву воротника и по борту с обеих сторон до пояса. В местных командах такой же, но с алой выпушкой только по верхнему краю воротника и по борту с обеих сторон до пояса.
Цвет и материал вседневных Б. официально не регламентировался. Рекомендовались неяркие и немаркие ткани.
Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет // Родина. 2000. № 1-2; Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX-начала ХХ века. М., 1993; Королев В.Н. Черкесские элементы в донском казачестве (XVI-XVII вв.) // Россия и Северный Кавказ. Грозный, 1990; Матвеев О.В. Форменная одежда казаков-линейцев Кубани. Краснодар-Армавир, 1995; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913.
Бекирка
Бекирка, зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые Б. появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым.
Бечераховка
«Бечераховка», тип одежды кавказских казаков и горцев, получивший распространение в годы первой мировой войны. Название пошло по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Осетинской, имевшего свою мастерскую в Петербурге при Конвое Его Величества.Бечераховка еще могла иметь воротник.
Черкеска
Черкеска,русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками.Ч. ; распашной однобортный кафтан без ворота, из домотканого или фабричного сукна чаще всего чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие. По обеим сторонам груди на Ч. нашиваются газыри ; кожаные гнёзда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны. Сохраняется в основном как парадная одежда на праздниках, при выступлениях художественной самодеятельности и т.п.
Шаровары
Чусты
Облегченные сапоги на теплое время года. Представляли собой чувяки или башмаки с подошвой «наглухо пришитые к кожаным наговицам». Фасон носка на усмотрение казаков. Предполагались к использованию в военное время, исходя из опыта русско-японской войны 1904-1905 гг.
Ичиги
И́чиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма.
Были также распространены у кавказских народов, а также терских и кубанских казаков.
Бурка
Бурка-войлочный безрукавный плащ, распространённый на Кавказе и среди казаков. Различают два вида: Б. всадника — длинная, ворсистая, со швами, образующими широкие плечевые выступы, и Б. пешего — короткая, гладкая, лишённая швов, необходимая принадлежность кавказских пастухов.